Как сократить количество конфликтных ситуаций с клиентом (часть 1)

Статья подготовлены для журнала "Управление сбытом" декабрь 2012г.

snizkonf Как сократить количество конфликтных ситуаций с клиентом (часть 1)…Если вы приняли решение снизить конфликтные ситуации или вас беспокоит, что количество претензий со стороны покупателей постепенно растет, рекомендую обратить внимание на несколько аспектов в работе с сотрудниками.

 

Регламенты на «конфликтный форс-мажорный случай»

Для уменьшения числа конфликтов важную роль играет то, какие регламенты работают в компании. Бывают случаи, когда они противоречат друг другу. Допустим, письменные претензии клиентов рассматривает руководитель отдела сопровождения, а при этом у него нет полномочий принимать решение, он все должен согласовывать с вышестоящим руководством. В итоге, претензии лежат у него на столе неделями, потому что и некогда, и задача неприоритетная, и «все равно от меня ничего не зависит». А менеджеры вынуждены каждый раз кормить клиента завтраками, как-то выкручиваться неделями и месяцами, потому что вопрос клиента где-то «завис».

Еще вариант: склад находится на одном конце города, а сам магазин на другом. Действуя по нашим регламентам, сотрудники заставили клиента 2-3 раза помотаться через весь город по пробкам. Стоит ли удивляться негативу и агрессии со стороны клиента? А «футбол» из отдела в отдел – классический случай, когда провокация на конфликт заложена внутри самой системы обслуживания, да еще и обоснованная регламентом с подписью директора.

Есть 2 момента в работе с регламентами, на которые важно обратить внимание:

  1. Любые регламенты рано или поздно устаревают, поэтому вполне нормально периодически их пересматривать. Если у компании есть привычка (конкретный человек или функция у одного из сотрудников или руководителей) системно анализировать претензии клиентов, то «нестыковки» во внутренних стандартах быстро станут очевидны. Решением будет изменение регламента и внедрение этих изменений в жизнь компании.
  2. Когда клиенты регулярно жалуются на одно и то же (большие очереди, долго ждать ответа на письменный запрос и т.д.), то это вполне может быть сигналом того, что нужно менять порядок взаимодействия внутри компании. Какие-то регламенты меняются легко, для каких-то требуется собрать руководителей или представителей из разных отделов, чтобы в режиме мозгового штурма сформировать новые правила работы. Один из наших клиентов, уделив этому вопросу 3 часа, решил благодаря такой «рабочей сессии» проблему своевременной доставки товара, которая «висела» целый год.

 

Стандарты работы с клиентом

Есть ли в компании четкие стандарты, алгоритм действий и набор фраз для работы с претензиями и возражениями? Составлен ли фирменный перечень Stop-фраз, чтобы каждый новичок умел не только строить позитивный диалог, но и избегать лексических провокаторов конфликтов?

Отсутствие стандартов для разрешения и избегания напряженных ситуаций с клиентом и – что не менее важно — неумение их применять могут стать ключевой причиной роста конфликтов. Это значит, что когда начинается конфликт, посетитель кричит и топает ногами, у человека нет плана действий в голове.

В одной из компании сотрудников выручили правила работы с очередью. Как ни странно, вежливая просьба у очереди: «Извините, пожалуйста, я сейчас уйду на пять минут» — вызвала возмущение клиентов и оскорбительные слова в адрес продавца. Сотрудник повел себя вежливо, корректно, он улыбнулся – очередь начала орать: «Ты что, с ума сошла, куда ты пошла?» Она говорит «Ну, пожалуйста, мне же надо в туалет сходить, я же тоже человек». У нее ведь даже по графику перерыв, и табличка стоит. Только это не помогает. Ошибка сотрудника? А если он столкнулся с толпой впервые, а еще «клиент всегда прав»? И здесь уже компания несет ответственно за то, чтобы сформулировать технологию работы с очередью и передать ее продавцу.

Кстати, когда мы эти правила разработали (сделали это на тренинге, где вопрос с очередью был одним из самых наболевших), все отработали, то этой темы вообще больше не возникало, хотя я регулярно занимаюсь обучением данной группы в течение 3-х лет…

Copyright © 2010—2013 Кузнецова Татьяна

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Автор
Кузнецова Татьяна
Бизнес-тренер, ведущий специалист компании "ServiceUp.TK"
reclama-serviceup
RSS-подписка
Метки
Статистика
Rambler's Top100